Дисковые триеры применяют в пищевой промышленности для выделения из зерна примесей, отличающихся длиной (семена куколя и овсюга). По своей конструкции триеры марок ЗТК и ЗТО аналогичны и отличаются только размерами ячеек в дисках. Основными узлами триера являются: приемно-распределительная коробка, ротор (вал с чугунными дисками) и его привод, шнек с приводом и кожух, установленный на станине. Наибольшему износу подвергаются следующие детали и узлы триера: приемно-распределительная коробка с регулирующей задвижкой, чугунные диски, главный вал, подшипники, лотки, перья и подшипники шнека.
Разборка триера. При разборке триера для капитального ремонта снимают верхнюю часть кожуха с приемным и выходными патрубками и ограждение цепной передачи, демонтируют съемником шкив передачи, снимают боковые стойки с вала, предварительно сняв крышки подшипников, и вынимают вал с дисками.
Ремонт оборудования приемно-распределительной коробки. В этом узле возможно заклинивание регулирующей задвижки. Для ликвидации заклинивания задвижку вынимают и правят на плите; если это невозможно, то задвижку меняют.
Ремонт ротора триера. У ротора наибольшему износу подвергаются чугунные диски в результате истирания их зерном. При замене дисков следует обращать внимание на то, чтобы новые диски не имели коробления, не были толще сменяемых более чем на 1,5 мм. В дисках, кроме ячей, могут изнашиваться гонки, прикрепленные к лопастям, втулки, если диск был плохо закреплен стопорными болтами на валу.
Ремонт шнека триера. Подвергают правке погнутые перья шнека, а при необходимости заменяют. Проверяют шейки вала, подшипники, цепную передачу. Деформированные лотки выправляют, а поломанные заменяют. Лотки устанавливают так, чтобы их кромки располагались на одинаковом расстоянии от рабочей поверхности дисков.
Сборка триера
Диски на валу устанавливают по следующей схеме. Гонки на дисках должны располагаться так, чтобы спицы нечетных дисков лежали в одной плоскости, а спицы четных дисков — в другой. После замены дисков и ремонта кожуха устанавливают на место ротор и проводят статическую балансировку. При сборке тщательно выверяют соосность и параллельность валов всех приводов. Во избежание чрезмерного износа рекомендуется предварительно очищать зерно от минеральных и металломагнитных примесей. После сборки проверяют работу машины на холостом ходу и под нагрузкой, проверяя отсутствие вибрации станины и главного вала, задевания дисков за лотки, нагревания подшипников, трения перьев шнека о кожух.
Обоечная машина ЗНП-10 предназначена для очистки поверхности зерна, частичного отделения зародыша, бородки и верхней плодовой оболочки, а также для шелушения овса и ячменя на мукомольных, крупяных и комбикормовых заводах.
В период эксплуатации обоечной машины с абразивным цилиндром и радиально расположенными бичами возникают следующие неисправности: в узле главного вала с бичевым барабаном износ бичей и появление дебаланса, что влечет за собой износ подшипников и расшатывание станины; ослабление болтовых соединений между бичами и розетками, что также вызывает износ подшипников и расшатывание станины; износ розеток в результате трения; поломка бичей от большого износа; выход из строя опорных подшипников; в узле наждачного барабана из-за неправильного состава наждачной массы, неравномерного ее нанесения на половины цилиндра, попадания твердых примесей внутрь машины, при неправильном зазоре между бичами и внутренней поверхностью цилиндра происходит износ и выкрошивание наждачной массы; в узле станины ослабление болтовых креплений, что приводит к расшатыванию станины и может вызвать появление трещин и разрывов.
Разборка обоечной машины
Для осуществления ремонтных работ необходимо разъединить цилиндр и снять верхний желоб. Демонтировав корпуса подшипников, снять бичевой барабан. При необходимости снимают с вала радиальные бичи.
Ремонт наждачного цилиндра. Поверхность наждачного цилиндра очищают от пыли, обкалывают зубилом, а в большие выбоины на поверхности устанавливают шурупы или специальные металлические полосы, которые крепят к обечайке. Приготавливают наждачную массу в ящике, куда равномерно по всему дну засыпают необходимое количество шлифзерна корунда (70%), каустического порошка из магнезита (15%) и технического хлористого магния (15%). Приготовленную массу наносят на подготовленную поверхность и утрамбовывают по шаблону, который укладывают в обечайку. Шаблон должен соответствовать размерам цилиндра. После окончания трамбовки поверхность сглаживают и дают ей затвердеть в течение нескольких дней. После затвердения наждачной массы всю поверхность зачищают металлической щеткой. Сетку, установленную в торцовой части цилиндра для забора воздуха, при износе заменяют.
Ремонт бичевого барабана. На валу обоечной машины установлены бичи в виде пропеллеров, которые перемещают зерно от места приема к выходу и перемешивают его. Кроме того, на бичевом валу установлена крыльчатка для сообщения зерну на выходе первоначальной скорости транспортирования. При износе бичей повар кондитер может заменить крыльчатки, которые изготовлены из хромоникелевой стали, а также болтовые соединения, подшипники, в которых установлен бичевой барабан, при необходимости заменяют новыми. Бичи устанавливают на валу попарно, причем каждую следующую пару смещают по отношению к соседней на 45°. Кромки бичей во избежание боя зерна должны быть закруглены. Расстояние между бичами и внутренней стенкой цилиндра 15 мм. По окончании ремонта бичевого барабана его балансируют на специальном станке.
Сборка и обкатка обоечной машины. Сборку машины выполняют в порядке, обратном разборке, проверяют и пропускают машину на холостом ходу и под нагрузкой.
В этот период не должно наблюдаться вибрации вала и станины, чрезмерного нагрева подшипников и вытекания смазки, стука внутри машины, подсоса воздуха. Кроме того, после ремонта работу обоечной машины проверяют на технологический эффект.
Обоечную машину с металлическим цилиндром ремонтируют так же, как и наждачную.