Согласно данным статистики приблизительно 6% от общего количества курсов по вождению коммерческого транспорта не в состоянии обеспечить качество обучения соответствующего нормам и регламенту перевозки пассажиров.
Наглядным свидетельством этому факту являются официальные данные ГИБДД г Москвы. В ДТП столицы доля правонарушителей с участием автобусов составила около 25%. Основными видами нарушений являются превышение скорости выше установленной дорожными условиями, нарушения правил пересечения перекрестков, несоблюдения норм дистанции и прочее.
Одной из основных причин зарегистрированных ДТП сотрудники ГИБДД называют большое число иногородних водителей, которые не имеют достаточного опыта вождения транспортным средством в условиях мегаполиса. Для улучшения дорожно-транспортной ситуации столицы городские власти сократили квоту найма иногородних водителей с 12 000 до 7 000 человек, но это постановление полностью проблемы не решит.
Для улучшения ситуации с безопасностью движения необходим ряд мер, среди которых качественная подготовка водителей занимает особое место. Отметим, что ранее программа обучения водителей категории «D» автошколами РСФСР предусматривала 5-ти месячный срок обучения с 32 часовой практической отработкой теоретических знаний на различных маршрутах.
К сожалению, практически большинство автошкол сократили срок обучения до 3-4 месяцев. Качество подготовки водителей этими автошколами оставляет желать лучшего, так как большинство из них не в состоянии сдать экзамены по вождению с первого раза.
Другим негативным аспектом обучения в этих автошколах является несоответствие учебного автомобиля транспортным средствам, работающих на маршрутах. Так, например, водители обучаются на автобусах типа ПАЗ-3205 с МКПП, а управлять должны автобусами марки «Волжанин СитиРитм-15» оснащенными АКПП. Это все равно, что заказать двери европан, а фирма предложит Вам самостоятельно заняться установкой и монтажом двери неизвестного производителя без соответствующих инструкций и опыта работы. Немаловажную роль в обучении играет, и психологическая подготовка чему не уделяется должного внимания.
Вывод достаточно прост: одним повышением требований к водителям эту проблему не решить, и требуется разработать комплекс мер, в который обязательно должны войти и качественная подготовка водителей, и качественный кадровый отбор. В Госдуме рассматривается вопрос о повышения возрастного минимума с 18 до 21 года и водительского стажа свыше 3 лет на получение прав категории «D».