В настоящее время существуют технологии, позволяющие восстанавливать современные двигатели тяжелых грузовиков, такие как Cummins, Paccar, Detroit Diesel. Тем более, что последние модели этих двигателей рассчитаны на срок службы не менее 1,2 миллиона километров до капитального ремонта. В то время как десяток лет назад пробег до капитального ремонта составлял порядка 400 тысяч километров. Причем оценки экспертов достаточно сильно расходятся. Так специалисты из MAHLE утверждают, что 1 миллион пробега до капитального ремонта – это вполне реально. Эксперты по двигателям Caterpillar из компании IPD все-таки склоняются к тому, что оптимальным пробегом следует считать 600-700 тысяч миль, т.к. при более длительном сроке эксплуатации становится более очевидным износ колец, поршней и поршневых гильз и пр. Разумеется, более точно срок капитального ремонта можно определить с помощью диагностики, например, масла в двигателе. Если в нем присутствуют металлически частицы, то это может указывать на износ шатунов или подшипников. Высокая концентрация антифриза в масле может являться следствием износа вкладышей. Загрязнение антифризом масла может привести к износу подшипников. На следующем этапе диагностики следует провести измерение компрессии на каждом цилиндре. Низкая степень сжатия может свидетельствовать об износе вкладышей, поршневых колец.
Кроме того следует опросить водителей, не замечали ли они стук в двигателе, дым из выхлопной трубы, увеличение расхода топлива, снижение тяги двигателя. Если на двигателе установлен специальный электронный блок управления, то он довольно точно фиксирует пробег двигателя или моточасы, а также расход топлива. Причем следует обращать внимание на то, что если двигатель долгое время работает на холостом ходу, то более показательным параметром является именно расход топлива. Лучше всего проходить диагностику на специальных стендах или динамометрах. Эти приборы производят измерение расхода топлива, мощности, крутящего момента и пр. Затем измеренные параметры просто сравниваются с эталонными и диагноз становится очевидным.
При принятии решения о капитальном ремонте двигателя в первую очередь следует руководствоваться экономическими соображениями. В принципе все детали можно копить и заменить. Однако, некоторые из них стоят довольно дорого. Например, электронный топливный инжектор может стоить от 3000 до 4000 долларов США. А их может понадобиться, допустим, 6 штук. Также потенциально довольно дорогостоящим мероприятием является замена или ремонт турбин. Очевидно, что при капитально ремонте двигателя грузовик будет простаивать и не сможет зарабатывать деньги. Поэтому надо также и просчитать время простоя грузовика при капитальном ремонте двигателя и при его замене, что выбрать оптимальный вариант.